История развития самолета Spitfire
Самолет Spitfire прошел долгий путь эволюции, превратившись из Мк II в истребитель с уникальными возможностями. Spitfire Mk I постоянно совершенствовался, например, поздние Мк I отличались трехлопастными винтами, обеспечивавшими лучшие характеристики, а также бронированным лобовым стеклом, бронезащитой пилота и переднего топливного бака, который находился прямо перед кабиной и защищался 3-мм броней из легкого сплава. Увеличение массы компенсировалось повышением боевой эффективности самолета и повышением характеристик за счет установки нового винта. С начала 1940 года на Spitfire начали устанавливать систему опознавания «свой - чужой». При запросе британской РЛС оборудование передавало кодированный сигнал, что позволяло легко опознавать свои самолеты на экране РЛС. Для производства Spitfire Mk II была выбрана компания «Nuffield», имевшая огромный завод в Касл-Бромвич под Бирмингемом. Когда в июне 1940 года новый самолет начал сходить с конвейера, он уже включал все доработки, реализованные в последних Мк I. Внешне оба варианта выглядели аналогично, основное отличие заключалось в типе двигателя. На новой машине стоял двигатель Rolls-Royce Merlin XII, имевший на 110 л. с. большую мощность, чем Merlin II и III, устанавливавшиеся на Spitfire Mk I. Это обеспечило Mk II большую максимальную скорость и скороподъемность. Hurricane и Spitfire вступили в битву за Британию, имея вооружение из восьми 7,7-мм пулеметов Browning. Хотя этого было достаточно против небронированного самолета, скоро стало ясно, что против бронированных машин огневой мощи явно не хватает - пулемет не пробивал бронепластины и не мог поразить протестированные топливные баки. Проблемы решили, установив на самолет французскую 20-мм пушку Hispano-Suiza Type 404, отлично зарекомендовавшую себя на истребителе Morane MS.406. Первые испытания Мк I принесли разочарование. Пушка, жестко установленная в MS.406, работала хорошо, но при стрельбе из крыла Spitfire она затрудняла маневрирование - естественная гибкость крыла приводила к неправильной подаче снарядов и заклиниванию. В течение лета 1941 года недостатки устранили, что дало возможность фирме «Supermarine» выпустить Spitfire Mk IIB. Машина оснащалась двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами. При вводе в строй все Мк II, вооруженные только пулеметами, стали именоваться Mk IIA. Аналогично Мк I стали Мк IA, когда выпустили несколько Mk IB с пушками. 8 ноября 1939 года Министерство авиационной промышленности Великобритании заинтересовала модель Spitfire с двигателем Griffon II. Компания «Rolls-Royce» разработала Griffon на основе двигателей Type R, которые позволили самолетам выиграть гонки на Кубок Шнейдера. Предполагалось, что этот двигатель потенциально мощнее, чем Merlin. Был также разработан перспективный Spitfire Mk IV, для которого рассматривались различные варианты вооружения, в том числе шесть 20-мм пушек и четыре 7,7-мм пулемета или только 12 пулеметов. Построили один прототип, продемонстрировавший свое превосходство над вариантом Мк V, но новая угроза в виде германского Fw 190 привела к тому, что от Мк IV отказались в пользу Мк IX.