Расположение войск коалиции в Ираке
Получив мандат ООН, страны коалиции окружили Ирак плотным кольцом своих войск, сосредоточенных на базах в Турции, Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Омане и ОАЭ. Кроме того, в Персидский залив и Красное море прибыли шесть американских авианосцев, а также большое количество других боевых кораблей. Авиабазы в регионе оказались буквально забиты самолетами многонациональной группировки. Например, на авиабазе Доха (Катар) находились самолеты F-16 американских и CF-188 канадских ВВС, французские Mirage F1 и катарские F1EDA. Символом же американской воздушной мощи по-прежнему служили бомбардировщики B-52G, размещенные на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане. Важнейшим аспектом подготовки операции стало налаживание взаимодействия между подразделениями ВВС разных государств. Хотя в учениях «Red Flag», проводившихся в США, принимали участие самолеты и экипажи иностранных государств, впервые в истории международная группировка ВВС оказалась столь масштабной. Немалую роль играла и дислокация авиационной группировки. Так ударные самолеты, подобные американским F-11 IF и Tornado ВВС Великобритании и Саудовской Аравии, размещались на значительном удалении от Ирака, например в Джидде (Саудовская Аравия). Считалось, что такие базы в меньшей степени могут быть подвергнуты ударам иракских ВВС или БР Scud. Истребители (например, французские Mirage 2000) находились на аэродромах, расположенных ближе к границам с Ираком, что обеспечивало своевременный перехват иракских самолетов. По ходу развития операции «Щит пустыни» авиация союзников занималась отработкой учебно-боевых задач. Истребители выполняли полеты в направлении иракской границы. Поворачивая в самый последний момент, пилоты вынуждали противника включать РЛС системы ПВО, и самолеты радиотехнической разведки определяли их координаты и режим работы. Ударные самолеты отрабатывали поражение наземных целей с малых высот, а их экипажи тренировались в навигации при полете над лишенной ориентиров пустынной местностью. Часть британских Tornado и Jaguar имитировали атаки надводных кораблей сил коалиции, давая их экипажам возможность потренироваться в отражении налетов авиации противника. Однако не обходилось и без проблем, главной из которых стало отсутствие консенсуса в отношении принимаемых против Ирака мер. США и Великобритания ратовали за военное разрешение кризиса, в то время как Франция и Россия делали ставку на дипломатию. Более того, еще до начала боевых действий авиационная группировка стала нести потери: при взлете с немецкой авиабазы Рамштайн разбился направлявшийся в Саудовскую Аравию военно-транспортный самолет С-5А Galaxy, все находившиеся на борту люди погибли; в самом же регионе Персидского залива за две недели разбились RF-4C и F-111F ВВС США, два вертолета UH- IN Huey КМП США, а также британские Tornado GR.Mk 1 и Jaguar GR.Mk 1A (во всех случаях погибли все члены экипажей). Результатом катастроф стало ужесточение мер, направленных на повышение безопасности полетов, после чего кривая на графике аварийности пошла вниз. 9 января 1991 года госсекретарь США Бэйкер встретился в Женеве с премьер-министром Ирака Тариком Азизом, но мирного соглашения достичь не удалось, и переговоры были прерваны. Сов-без ООН определил дату вывода иракских войск из Кувейта - 15 января, гарантируя в этом случае неприменение военной силы, однако иракские войска остались на прежних позициях. Мир замер в ожидании начала войны.