Canadair CL-215 - Канадский пожарный самолет
Все знают, что в большинстве стран крупные летающие лодки с поршневыми двигателями давно ушли в прошлое. Однако в Канаде на заводе в пригороде Мельбурна в 1970 - 1980-х годах были выпущены пять серийных партий подобных машин (125 единиц). Причиной такого необычного рекорда была уникальная концепция Canadair CL-215 - это единственный в мире самолет, изначально предназначенный для тушения лесных пожаров. Также он мог использоваться как легкий транспортник, самолет берегового патрулирования и спасательный. Будучи амфибией, он мог действовать с коротких ВПП и водных поверхностей. Фирма «Canadair» в то время являлась филиалом американского гиганта «General Dynamics». Она запланировала создание подобного самолета еще в начале 1960-х годов. К 1965 году решение начало обретать форму, так как в это время власти провинции Квебек заказали 20 таких машин.
CL-215 создавался как простой и надежный самолет, который мог действовать круглосуточно и в любую погоду с аэродромов и относительно спокойных вод. «Canadair» пригласила давно ушедшего на пенсию авиаконструктора Э. Хей-немана (создателя универсального Douglas A-4 Skyhawk) поработать консультантом проекта. Фюзеляж сделали цельнометаллическим, чтобы он мог выдерживать тяжелые условия применения. Поскольку требование высокой скорости не выдвигалось, крупное прямоугольное крыло имело конструкцию 30-летней давности с исключительно толстым профилем и большими, управляемыми вручную элеронами. Объем фюзеляжа относительно невелик, и в основной противопожарной роли водяная нагрузка была достаточно скромной.
Поршневые моторы выбрали из-за того, что CL-215 проектировался для действий на малых высотах, где турбовинтовые двигатели менее эффективны. Очевидным выбором стал Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp. Вместе с трехлопастным винтом Hamilton Standard этот двигатель в течение 40 лет широко использовался по всему миру в гражданской и военной авиации. Благодаря шести мягким топливным бакам CL-215 мог находиться в воздухе более 10 ч. CL-215 выполнил первый полет из аэропорта Картьервилль 23 октября 1967 года, а 2 мая 1968-го совершил первый взлет с воды. Летные испытания вскрыли некоторые проблемы, но весной 1969 года, в начале «сезона» лесных пожаров, первые пять самолетов поступили в эксплуатацию в Квебеке и во Франции. В настоящее время судьба этих самолетов неизвестна. «Canadair» с гордостью заявила, что самолет может делать 75 сбросов воды за день, но фактически некоторые машины проводили свыше 100 таких операций. Как полагают, рекорд в данном плане принадлежит CL-215 из бывшей Югославии, который за один день борьбы с пожарами сделал 225 сбросов, вылив в общем счете 1200 т воды. Еще один замечательный факт - баки многократно наполнялись в Средиземном море, где волны достигали высоты более 2 м.
Самолеты CL-215 можно было встретить в Канаде, Франции, Греции, Италии, Испании, Югославии, Таиланде и Венесуэле. Некоторые испанские и тайские машины оснащались для выполнения поисково-спасательных работ, а венесуэльские использовались как транс-портно-пассажирские с салоном на 26 мест. Транспортный вариант самолета мог перевозить 2264 кг грузов, хотя полная полезная на¬грузка составляла 3864 кг, а пожарный самолет поднимал 5443 кг. Даже когда самолет дебютировал, фирма «Canadair» не была уверена, что сделала правильный выбор в отношении двигателей. Но новый турбовинтовой вариант CL-215 появился только в августе 1986 года.