Польский истребитель P.11

P.11

В 1926 году командующим польскими ВВС стал ветеран Первой мировой войны Людомил Райски, ратовавший за развитие национальной авиационной промышленности и во многом способствовавший появлению истребителя Р.11 польской конструкции. В планы нового командующего в межвоенный период входили разработка и постройка в Польше цельнометаллических истребителей. Истребитель Р. 11 проектировался на фирме PZL («Panstwowe Zaklady Lotnicze», Варшава) и был дальнейшим развитием семейства истребителей данной фирмы Р.1 - Р.7. Успешная демонстрация истребителя Р.6 на 12-м Парижском авиасалоне в 1930 году вызвала большой интерес к изделиям польской авиастроительной фирмы, последовали предложения о сотрудничестве, сделанные, главным образом, моторостроительными компаниями. Постройка сразу двух прототипов самолета Р. 11 началась в 1931 году: напервом (Р. 11/1) стоял французский мотор Gnome-Rhone Jupiter VII 9Asb, на втором (Р. 11/II) - британский двигатель Bristol Mercury IVA. Оба прототипа выполнили первые полеты в августе 1931 года. Первый прототип затем демонстрировался в Турции и Румынии, где самолет приняли очень благожелательно. Завод получил предварительные заказы на истребители от нескольких европейских государств еще до постройки третьего прототипа (Р. 11/ III), на котором стоял мотор Bristol Mercury IVS2. Самолет впервые поднял в небо в июне 1932 года Болеслав Орлинский. Эта машина демонстрировалась в США во время Национальных воздушных гонок в Кливленде, а после доработки стала эталоном для серийного производства. Серийный вариант получил обозначение Р. 11 а. Четвертый прототип (P.11/IV) показали в Париже в 1932 году; на P.11/IV стоял мотор Gnome-Rhone К9 - эта машина стала основой для экспортного варианта Р. 1 lb. В 1933 году фирма получила заказы на постройку 50 самолетов Р.Па (с мотором Skoda Merkury IVS2) для ВВС Польши и на 50 машин P.lib для ВВС Румынии. Поставки самолетов обоих партий были завершены в 1934 году. Пятый прототип (Р.11/V) строили с учетом первого опыта эксплуатации истребителей в строевых частях. P.11/V с мотором Bristol Mercury VS2 выполнил первый полет в октябре 1934 года, а потом был представлен на 14-м Парижском авиасалоне, но уже с двигателем Gnome-Rhone 9Krse Mistral. P.l 1/V стал эталоном для экспортных моделей P.l If с двигателем Gnome-Rhone 9Krse Mistral и P. 11с с мотором Mercury VS2. ВВС Польши заказали 150 истребителей Р. 11с: первый поступил на вооружение в ноябре 1935 года, а последний самолет заказчик получил в конце 1936 года. По ходу серийного производства в конст¬рукцию самолета вносились улучшения, а большая часть машин получила моторы Skoda Merkury VIS2. В 1936 году лицензионное производство истребителей P.l If началось в Румынии, за два года собрали 95 машин. Летом и ранней осенью 1936 года новейшие польские истребители Р.11с получили шанс первый раз показать свои возможности. Советская разведка заинтересовалась возведенными укреплениями в восточной части Польши, поэтому было выполнено несколько разведывательных полетов. Поляки в ответ поднимали на перехват самолеты из 111-й истребительной эскадрильи. В ходе выполнения одного из таких перехватов лейтенант Витольд Урбанович сбил разведчик Р-5. Инцидент тогда замолчали, чтобы не осложнять и без того непростые советско-польские отношения. В марте 1938 года обострились политические отношения между Польшей и Литвой. В этот период истребители Р. 11 из 1-го авиаполка были переброшены из Варшавы в Вильно-Порубанек. С апреля 1938 года истребители патрулировали границы Польши с Советским Союзом и Германией, а в октябре 1938 года, в период осложнения польско-чехословацких отношений, четыре группы Р.11 были поставлены на боевое дежурство. В сентябре 1939 года Р.11 являлся основным истребителем ВВС Польши - в 12 истребительных эскадрильях насчитывалось 130 машин Р.11а и Р.11с. Накануне начала войны истребители перебазировались на передовые аэродромы, поэтому 1 сентября от удара германской авиации по стационарным аэродромам истребительные эскадрильи ВВС Польши серьезных потерь не понесли. Базировавшиеся в Варшаве эскадрильи усилили 123-й истребительной эскадрильей, вооруженной самолетами Р.7а, и сформировали истребительную бригаду, главной задачей которой стала оборона столицы Польши. Остальные эскадрильи истребителей Р.11 передали сухопутным войскам. Количество боеспособных самолетов могло лишь в ограниченной степени обеспечить ПВО Польши, и после недели боев ВВС Польши утратили возможность оказывать организованное сопротивление Люфтваффе, но за это время жертвами пилотов Р.11 стало немало германских самолетов. К 17 сентября 43 истребителя Р.11а и Р.11с перелетели в Румынию, еще несколько самолетов досталось Советскому Союзу, Германии и Латвии. Один из «германских» самолетов (№ 8.63) сохранился до наших дней и является экспонатом Музея транспорта и технологии в Берлине. Еще один выставлен в экспозиции польского авиационного музея в Кракове. Разрабатывавшийся прототип Р.11g в серийное производство так и не поступил из-за вторжения германских войск.



история авиации
Погода в Москве
Ситуация на дорогах
НОВОСТИ
Турбизнес и авиаторы задыхаются в парах керосина.

Авиакомпании написали письмо Зубкову, а турбизнес – в ФАС, Роспотребнадзор и Росавиацию. Экстренные меры по урегулированию сложившейся критической ситуации постоянного роста стоимости авиаперевозки предлагают ввести правительству общественные организации туротрасли. Бесконтрольное повышение цен нефтяными монополистами на авиакеросин привело к возобновлению практики полугодовой давности, когда туроператоры были вынуждены из-за роста топливных надбавок по несколько раз взимать доплаты с уже проданных и оплаченных туров на Новый год. Напомним, что толчком ко всеобщему возмущению стала информация о том, что с 01 мая нефтяники в очередной раз подняли стоимость авиатоплива на 10-15%. Прогнозируя в ближайшем будущем при таком темпе роста цен на топливо всеобщий коллапс российской авиационной отрасли, ряд ведущих авиакомпаний (среди них «Аэрофлот», «Россия» и «Трансаэро») подготовили письмо премьер-министру РФ Виктору Зубкову, в котором обвинили нефтяных баронов в сговоре и потребовали у государства вмешательства в ситуацию. В качестве первого шага предлагается централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями (прежде всего – «Роснефть» и «Газпром нефть»), что должно обеспечить прозрачное ценообразование, опирающееся на баланс спроса и предложения, сообщает газета «Коммерсант».
ИНФОРМАЦИЯ

На правах рекламы

Информация любителям красивых и интересных уголков нашей планеты, а также просто желающим знать все о путешествиях. Справочная информация туристам и практические советы отправляющимся на отдых.

Google

История авиации @ Copyright ALS Studio 2009
All Rights Reserved