Силовые установки
Все авиасуда, использовавшиеся ранее для транспортировки грузов, изначально планировались и проектировались для пассажирских перевозок. Этот факт не должен вызывать у Вас удивления, потому как следует учитывать высокую стоимость разработки нового самолета и сравнительно маленький объем грузоперевозок. Современные оптимисты грузовых перевозок считают, что самолет, специально сконструированный для доставки грузов, позволит понизить расценки и охватить потребности предсказываемого ими большого роста объема грузоперевозок. Следует считать, что это подтолкнет к новым достижениям инженеров в области аэродинамики и силовых установок. Однако и по внешнему виду и по характеристикам такой самолет наверно не будет заметно отличаться от любых других пассажирских самолетов. Летно-технические характеристики всех авиасудов определяются в первую очередь их силовыми установками. Силовые установки сильно изменились за последние годы. Со времен эпохи изобретений братьев Райт в авиационной промышленности многократно предпринимались попытки изобрести мощный, очень компактный и одновременно легкий двигатель, который смог бы работать как надежно, так и экономично. К 1950 годам поршневой двигатель достиг предела своих возможностей и развивал в то время мощность 2600 кВт . Начало 50-х годов ознаменовалось созданием усовершенствованных газотурбинных двигателей. Разработанные турбовинтовые двигатели, могли развивать мощность 3700 кВт и по размерам были не больше поршневых двигателей. На современных широкофюзеляжных летательных аппаратах используют турбореактивные двигатели, способные в крейсерском режиме развивать мощность более 5 мВт. Появление же газотурбинных двигателей завершило период достаточно медленный процесс эволюции силовых установок летательных аппаратов и вылилось в поистине революционные изменения. Максимальная скорость, габариты и общая грузоподъемность летательных аппаратов выросли почти наполовину по сравнению с авиасудами предыдущего поколения. Реактивный авиатранспорт начал использоваться на маршрутах разной дальности, как большой, так и малой. Применение двухконтурных турбовентиляторных, гораздо более мощных двигателей с лучшими характеристиками при очень высокой топливной эффективности дало возможность использовать реактивную авиацию также на маршрутах средней дальности. Турбовинтовые двигатели, обладают гораздо более лучшими тяговыми характеристиками на небольших скоростях, и поэтому они нашли широкое применение на самолетах местных авиалиний. Современные пассажирские турбореактивные самолеты в полете развивают скорость, превышающую 900 километров в час и могут также довольно продолжительное время лететь на большой высоте, этот факт обеспечивает очень ощутимую экономию топлива. Средняя высота полета примерно равна 7500 - 12500 м, в зависимости от массы самого самолета и требований, предъявленных к полету. Большой самолет с 4 двигателями расходует от 7 до 10 л топлива на один километр полета и ему для выполнения дальнего рейса может потребоваться более сорока тонн топлива. При столь колоссальном взлетном весе для дальнемагистральных самолетов нужны максимально прочные рулежные дорожки и конечно длинная взлетная полоса, которая может обеспечить разгон самолета до скорости 250 - 260 километров в час, чтобы была возможность оторваться от земли. Возможность достижения высоких скоростей полета определяется не только техническими характеристиками современных турбореактивных двигателей, но и аэродинамикой самого самолета, спроектированного и построенного на основе современных достижений в области аэродинамики, материало-ведения и прочности конструкции. Современная топливная система летательных аппаратов обеспечивает постоянную подачу больших объемов топлива при абсолютно любых, даже экстремальных условиях полета. На "Боингах" 707 или DC-8, установлены встроенные в крылья топливные баки, способные вмещать более восьмидесяти тысяч литров топлива. Разумеется на этих самолетах установлены очень мощные топливные насосы, во время взлета подающие топливо в двигатели, которые расходуют более 800 литров в минуту. А вот насосы гораздо большой мощности используются на земле. Чтобы полностью заправить топливом большой самолет за полчаса, нужно чтобы насосы могли перекачивать порядка 2400 литров в минуту. Многие годы любая история о воздушных судах или воздушных путях сопровождалась географической картой, с изображенными на ней воздушными трассами, но в границах какого-либо государства или во всем мире. Сейчас же такие карты представляют собой сложнейшие и очень запутанные схемы, пересекающиеся друг с другом внутренние и международные авиалинии. Вот схемы железнодорожных маршрутов или линий метро могут не изменяться год за годом, так как сама география наземных маршрутов меняется медленно, чего не скажешь о схемах воздушных трасс, которые всегда максимально приближенные и моментально реагирующие на любые изменения экономической конъюнктуры.