Плотный перехват самолета-разведчика Р-3 Orion
Во времена холодной войны советские перехватчики часто сопровождали самолеты-разведчики стран НАТО над Балтийским морем и в Арктике, и наоборот. Подобные перехваты предусматривали достаточно близкое сближение и зачастую завершались взаимным фотографированием. Так что на Западе стены помещений многих эскадрилий были украшены фотографиями улыбающихся советских летчиков. Во многом именно такие перехваты позволяли зарубежной разведке выявлять новые типы или модификации советских самолетов и вертолетов, при этом все фотографии самым тщательным образом изучались, сравнивались с фотографиями из советской прессы и снимками, сделанными разведчиками-нелегалами или из космоса. Самолеты Р-3 Orion из 333-й эскадрильи норвежских ВВС довольно часто выполняли разведывательные полеты над Баренцевым морем,и в январе 1987 года один из них сумел сделать первые фотографии нового советского самолета Су-27. Однако чуть позже, в сентябре, вторая встреча самолета-разведчика Р-3 с новейшим советским истребителем закончилась менее приятно. Самолет Orion, пилотируемый лейтенантом Яном Сальвесеном, выполнял обычный полет на разведку района учений кораблей ВМФ СССР. Р-3 находился примерно в 80 км от советского побережья, когда у левой плоскости крыла появился Су-27. Истребитель подходил к норвежскому разведчику все ближе и ближе, и когда расстояние между самолетами сократилось до 50 м, лейтенант Сальвесен выпустил шасси - якобы так он «советовал» советскому летчику отойти подальше. Это было странно, так как обычно натовские пилоты выпускали механизацию крыла для уменьшения скорости полета, и более скоростные советские истребители в этом случае просто проскакивали вперед. Как бы то ни было, Су-27 тем временем продолжил сближение, оказавшись всего в двух метрах от норвежского разведчика. Пилот Су-27, осознав, по-видимому, опасность чрезмерного сближения, набрал скорость и отошел от Р-3, а Сальвесен продолжил выполнение поставленной задачи. Примерно через 15 минут советский истребитель вновь появился вблизи норвежской машины, заняв положение чуть ниже левой плоскости крыла. Затем пилот Су-27 стал с набором скорости уходить вправо и вскоре задел левым килем лопасти вращающегося винта крайнего правого двигателя Р-3. Обломки разрушившегося винта повредили обшивку фюзеляжа Orion. «Это был самый ужасный момент в моей жизни!» - вспоминал позже Сальвесен. Су-27 же выполнил перед Р-3 левый вираж, после чего исчез из виду, благополучно приземлившись позже на своей базе на Кольском полуострове. От полученных пробоин и нарушения балансировки воздушного винта Orion сильно трясло. Сальвесен выключил крайний правый двигатель, провоцировавший вибрацию, и в таком состоянии на трех двигателях - добрался до Норвегии, где выполнил посадку на авиабазе Банак. МИД Норвегии заявил официальный протест, потребовав объяснений, Москва извинилась, но отметила факт опасного маневрирования норвежского самолета, пилот которого для уменьшения скорости полета выпускал шасси. Инцидент, к счастью, обошелся без жертв, но наглядно показал необходимость международного сотрудничества в вопросе перехватов и сопровождения самолетов над нейтральными водами.